ГлавнаяО форумеКонцепцияОрганизаторыУчастникиПрограмма
МатериалыФотогалереяПослесловиеГостевая книга
Материалы форума
---
Открытие форума


Ростовская А.Е.
Сегодня первое общее заседание, введение, попытка обозначить как наши границы, так и наши перспективы, наши возможности.
Поскольку каким образом подходить к построению такого рода мероприятий, которые бы ставили своей задачей представить, сделать явленным те вещи, которые существуют в тени, не проявленными, от тех вещей, которые максимально затягивают пространство нашей жизни? Такие вещи, которые мы называем технологическими, цивилизационными в хорошем смысле слова, которые не дают возможности с другой стороны высветить, проявить человеческую принадлежность, которая коренится, на наш взгляд, в гуманитарных практиках.
И за счёт обращения к ним может быть выведена на свет.
Почему для меня стоит этот вопрос, из моего понимания того, что происходит в мире.
Из понимания тех катастроф, кризисов, которые есть в мире, и которые не могут быть преодолены существующим способом действия, мышления.
И требуют обращения к иным сферам, где существуют иные подходы, иные способы и другое существование человека, с его присутствием, его целостностью, полнотой его действия.
И в данном случае это одна задача, а вторая задача — попытаться поставить вопрос, насколько это реально.
Поскольку здесь представлены люди из разных сфер деятельности — социологи, политологи, методологи, философы, искусствоведы, культурологи, управленческие консультанты, психологи, т.е. представлен очень широкий спектр.
И попытаться хотя бы поставить вопрос, насколько правильно обращаться в данном случае к гуманитарным практикам, и к таким формам работы.
Может быть, это можно делать через что-то другое.
Это предположительная постановочная часть, и сейчас есть возможность каким либо образом дополнить, оформить, отнестись, каким образом это может быть сделано сообща теми силами, которые здесь есть.
И хотелось бы закончить посвящением этого форума родителям.
Наше будущее в нашем прошлом, в тех, кто всегда стоит за спиной.
В семье, родителях.
В этой охранной функции, благодаря чему возможно появление на свет человеческого, если мы говорим здесь о гуманитарном.
На этом я пока остановлюсь, хотя есть ещё некоторые соображения, как всё это строить.
Если к этой части есть вопросы, отнесения, понимание происходящего относительно всего мероприятия, прошу высказаться.
Спасибо.


Балабанов А.Е.
Может быть, стоит сказать о неких организационных моментах, а то перейдём к содержанию, и к этому не вернёмся.


Ростовская А.Е.
Относительно организационного говорить очень сложно.
Попав сюда, я поняла, что об организационных вещах говорить сложно, бессмысленно.
Относительно техники, тех вещей, на которые мы привыкли опираться, которые планируются.
И это очень символично, что мы здесь, на Байкале, в оторванности от привычных структур, которые нас держат в обычной жизни, и мы вынуждены обращаться к изначальным ощущениям, потому что самое элементарное тепло, соучастие, предшествующие, предлежащие профессионализму.
Здесь ничего нет, есть только распахнутость, открытость и желание участвовать по мере возможности со стороны тех людей, которые нас здесь принимали.
А относительно программы форума, программы розданы, единственное изменение — отсутствуют ребята В. Шевченко.


Балабанов А.Е.
Тогда, если можно, я бы начал высказываться.
Считаю правильным представиться, мы в основном уже друг друга знаем, но всё же не до каждого человека.
Меня зовут Александр Евгеньевич Балабанов.
Я являюсь руководителем образовательного компонента программы «Местное самоуправление» МОНФ, а сюда я попал, потому что очень давно знаком с Тоней, и с теми вещами, которые она делает.
Должен сказать, что вчера, садясь в самолёт, я, наконец, ощутил всё величие замысла того, что здесь происходит, и сейчас хочу выразить восхищение величием замысла.
И с самого начала я хочу высказать насколько тезисов, возникших из обсуждения с Тоней, которые некоторое внимание должны привлечь, по крайней мере, меня это очень занимает, и может быть на сегодняшний день это основной вопрос, из-за которого я и нахожусь здесь.
У меня есть некоторое сомнение относительно адекватности постановки задач для данного форума.
У меня есть определённый разрыв, состоящий в том, что название форума «Гуманитарные практики и современное общество», а на площадку положены определённые гуманитарные практики.
Это, на мой взгляд, далеко не всё, что можно положить за понятие гуманитарных практик.
И мне кажется важным вопрос о том, каково место именно этих гуманитарных практик.
Что они могут, чьи это практики и для кого они актуальны.
И обсуждая с Тоней эти вопросы, в альтернативу тому, что здесь есть, я сказал, что в качестве гуманитарных практик можно обсуждать вещи, совсем другие, чем представлены здесь.
Например — одиночество, бизнес, политика, семья, отношение между мужчиной и женщиной как гуманитарные практики, список можно добавлять, и я мог бы пояснить, что я имею в виду.
И у меня есть этот вопрос, что нас здесь собрало, и что мы будем на самом деле обсуждать?
С чем мы будем иметь дело на самом деле?


Федосов П.А.
Я полагаю так, есть некоторое количество родов деятельности, которыми человек занимается в силу тех или иных ролевых обязательств.
Профессиональная деятельность, семейная, роль гражданина.
Но помимо этих деятельностей есть ещё нечто, что не специализируется, но что, тем не менее, представляет очень существенную часть жизни человека.
И не реализация чего является существенным обеднением как самого человека, так и человеческого сообщества.
И вот я думаю, то, что делают ребята в театре, то, что делают присутствующие здесь, это попытка каким то образом актуализировать то, что не актуализируется ни в одном из видов профессиональной деятельности.
А вот сейчас Александр говорит, что это не так.
Что могут быть гуманитарные практики в политике, в работе на конвейере, в любой деятельности.
Даже в той, которую мы привыкли считать наиболее отчуждённой, и в наименьшей степени дающей возможность для самореализации человека.
И правильно, потому что в любой деятельности можно само реализоваться.
Можно, наверное, представить себе человека, счастливого тем, что он хорошо закручивает гайки на конвейере.
Я до реплики Александра понимал гуманитарные практики так, как я сказал, а теперь я перестал понимать, что мы имеем в виду.
Любое понятие, чтобы его определить, надо его ограничить.
Если оно не ограничено, значит, оно не определено.
Поэтому у меня появились дополнительные содержательные трудности.
А это очень хорошо.
Порассуждать и поразмышлять вокруг этого, и есть цель нашего здесь присутствия, которое, наверное, правильнее было бы назвать не «Форум» а «Встреча».
Спасибо.


Бабич Р.Б.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий. Москва.
Когда я ехал сюда, я понимал простую вещь.
Что сельского хозяйства у нас нет.
Промышленности у нас нет.
И это результат гуманитарных практик, которые осуществляются сейчас.
Которые постоянно проваливаются.
Я знаю, что есть гуманитарные практики, которые всегда локальны.
Это семья, бизнес и т.д. а вот есть ли такие гуманитарные практики, которые используют вот это всё, и могут нам сказать, чего нам делать нельзя.
Что находится под запретом.
Это явно не суд, явно не политика.
И это то, насколько я понимаю, зачем мы здесь собрались, и то, что мы здесь будем видеть.
Что-то из области эстетики.
Эстетика требует, «делай так, а так не делай».
И если мы это нащупаем, то какие то ориентиры у нас появятся.
Мы тогда можем обсуждать отдельно семью, отдельно бизнес и политику.
А пока действительно любой гуманитарный проект проваливается.
Посмотрите по телевизору, или выгляните в окно.
Можно ли такую сверхзадачу ставить для нашего форума, может она не подъёмна.
Может мы ничего не получим, а может быть и получим.
Спасибо.


Салагаев А.Л.
Когда я услышал это название, для себя я задал «растяжку»: «производство» и «клуб».
И мы все находимся в производственных структурах, и это отчуждённые отношения.
И есть клубные формы взаимоотношения, являющиеся теми самыми гуманитарными практиками.
Поскольку я работаю в университете, то непосредственно сталкиваюсь и работая с образовательными практиками.
И сейчас я для себя понял, что массовое обучение — есть производство.
И там мы практически ничего получить не можем.
Лекции, семинары — это отчуждённая форма обучения.
И я понял, что клубная работа со студентами — неформальные семинары, кружки, работа с дипломниками, аспирантами и есть эти самые гуманитарные практики, при которых получаешь наибольший результат, когда учитываешь различные личностные особенности, помогаешь человеку самоопределиться.
И я вижу эту оппозицию — что не производство, то гуманитарные практики.
Они могут быть разные, им нужно здесь выделить весь спектр.
У нас в социологии есть функциональное направление, изучающее производственные структуры, и есть гуманистическое направление, ставшее особенно популярным в Европе.
И сейчас мне больше интересны уникальность различных явлений, практик, личных.
Я попробовал такую предметную рамку задать.
Спасибо.


Сазонов С.В.
Я директор Муромского историко-художественного музея.
Когда я думал о гуманитарных практиках, то мне показалось, что существует два аспекта.
С одной стороны — гуманитарные практики это личностное освоение мира, и в этом смысле к заворачиванию гайки можно подойти как к освоению мира.
А второй аспект — это простраивания межличностного пространства, когда человек именно с этой точки зрения вступает во взаимодействие с другими людьми.
И мне кажется, что эти два аспекта разнесены, задано некое пространство, на котором можно что-то делать.
И ещё мне кажется, если я правильно понял, вы обозначили направление инвентаризации существующих гуманитарных практик.
Мне кажется, что как точка отсчёта, такая инвентаризация возможна.
И ещё мне кажется очень важным иметь не только плоскостной анализ тех практик, которые вокруг нас, но и хронологический.
Ведь множество практик, которые от нас ушли, или стали маргинальными.
А когда-то они были востребованы.
Например, молитвенная практика.
И постоянно иметь их в виду, и стараться каким-то образом подключать к существующим.
Мне кажется это достаточно важным, интерес к наследию достаточно актуален.
Спасибо.


Федосова Т.Я.
Я работаю в «Московском Международном Центре Культуры и Бизнеса», к бизнесу отношения не имею, отношение имею скорее к культуре.
Работаю преподавателем прикладником.
Пытаюсь привить, пробудить в детях потребность в творчестве, в самовыражении.
Мы осуществляем первую ступень в освоении профессии.
Я занимаюсь фито-дизайном.
Это одна сторона, а другая, что не менее важно, разбудить немножко детей, растормошить, заставить их творить.
Это вписывается в наше действо, и является какой-то разновидностью гуманитарных практик.
Спасибо.


Дьяконова Н.А.
Я психолог, и присоединяюсь в своём вопросе, как человек воспринимает гуманитарные практики.
Можно рассматривать классификацию гуманитарных практик как производство, клуб, и т.д. но интересен аспект восприятия человеком того, что ему предлагают.
Т.е. как внутри человека преломляется то, что вокруг него происходит.
Все практики, известные в мировой культуре, в центре имели человека.
И мне хотелось бы, чтобы мы, в нашей работе обращали внимание на внутреннее восприятие этих практик.
Спасибо.


Башинджагян Н.З.
Я бы тоже сказала несколько слов.
Меня зовут Натэлла Башинджагян.
Я из института естествознания, Москва.
Мне кажется, что в эти минуты я скорее слушатель, я никогда специально не занималась таким рациональным анализом гуманитарных практик, даже если брать какой то вид искусства.
Вы знаете, то что здесь сейчас прозвучало, не конфликтует друг с другом, а дополняет.
Именно так, по кругу, мы сможем установить ту суть явлений, выбранных вами, которые мы будем воспринимать и обсуждать по ходу работы форума.
Безусловно, гуманитарное — это прежде всего человек.
Мы говорим о гуманитарных практиках, и вы включаете в это «бизнес».
И мне надо, наверное, с этим согласиться, хотя внутреннего согласия на это у меня нет.
Так же, как и политика.
Но мы забыли такое явление — как антигуманитарные практики.
В каких областях деятельности они зарождаются, кристаллизуются и выходят в мир.
Ведь многие начинались из самых лучших побуждений.
И такие две области, как «бизнес» и «политика» могут быть опасны.
Что же мы ищем, наверное, человеческое наполнение.
Человек может само осуществляться, во всяком случае иметь ощущение, что он реализует себя, и закручивая гайки.
Хотя в 19-м веке, когда рабочий день продолжался 14 часов, человек не мог чувствовать себя счастливым, и совершал революции.
И нашли хорошие тормоза для этого.
Человек работает 8 часов, а потом идёт домой, (а у него есть домик, семья) и там он себя чувствует человеком.
Поэтому, конечно, семья — очень важное звено, и если ещё и это звено будет стёрто, потому что уже многое стёрто.
Не спроста было здесь произнесено слово «одиночество», которое я понимаю как отшельничество, ведь это величайшая гуманитарная практика, молитвенная практика.
Надо ещё сказать о практике «исихазма» — молчания.
Ведь иконописание было невозможно без предварительного обета, поста и молитвы.
Это отодвинуто цивилизацией, в чём то сметено, и иногда начинает принимать новые формы.
Так называемое неоязычество.
Хотя от приставки «нео» мало что меняется.
Всё это возвращается, принимает новые формы, потому что это нас ударяет.
А что касается искусства, то оно многое из этого формулирует и выражает.
Когда у меня будет возможность показать, вы увидите записи спектаклей, которые должны вас заинтересовать.
И последнее, среди нас есть молодой художник.
Мы его здесь открыли.
Он здесь жил, рисуя картины, осуществляя свою «человеческую» практику.
Не хочется применять по отношению к нему слово «гуманитарная», дабы не пугать этими заграничными словами.
Но вот это то, чего мы все ищем.
Спасибо.


Гатилин А.С.
Моё понимание, как об этом говорить, сложилось очень пространственно относительно этой комнаты.
Когда я сюда ехал, моей болевой точкой, точкой непонимания, был тот союз «и» в названии форума.
А тут пространство распределилось очень интересно, с той стороны, где сижу я, расположились люди, относящиеся к гуманитарным наукам, культурологи, искусствоведы, психологи, а с другой стороны сидят чистые профессионалы.
В моём, субъективном, понимании, гуманитарное присутствует и там, и там.
И одним из результатов может быть поле пониманий того, что стоит за «гуманитарным», потому что из разных подходов говорят об этом.
По-разному на это смотрят.
Но то самое «гуманитарное» присутствует и в чистых практиках — в искусстве, театре, кино.
И точно также присутствует в профессиональной деятельности.
Поэтому эта соотнесённость интересна и уникальна тем, что мы все здесь собрались.
В одной комнате сидят и обсуждают что-то представители двух весьма разных областей.
Пытаются говорить об одном.
И когда я думал о том, в каком соотношении находятся эти чистые практики, и вообще, насколько они нужны.
По моему мнению, чистые гуманитарные практики более объемлющи, чем то, что присутствует в тех или иных областях профессиональной деятельности.
Мне кажется, что занимаясь профессиональной деятельностью, сохраняя своё человеческое начало, мы тем не менее ограничиваем гуманитарную человеческую составляющую, которая в большей чистоте явлена в чистых гуманитарных практиках.
Главная | О форуме | Концепция | Организаторы | Участники | Программа | Материалы | Фотогалерея | Послесловие | Гостевая книга
© дизайн - Якушев Иван«ТОТ» театральная лаборатория метода © 2001
Сайт управляется системой uCoz