|
|
|
|
|
|
Он учил их, чтобы смеялся живот. Можно смеяться животом, это очень выразительная часть тела. И дети это знают, они дразнят друг друга животом. Или, например, печальное колено. Но я не видела тренингов, потому что это вещь закрытая. Это мнемотехника.
Такого рода режиссёры, как Гротовский, Барба, они даже не любят, чтобы это записывали. Только в памяти. В памяти «здесь», но ещё важней, в памяти тела. Тело одна огромная память. И в этом Барба солидарен с Гротовским, и развивает это в своём театре. Пока что всё.
Можно сказать, что идеи, с которыми о работает, персонифицированы, идея спасения отечества, идея религиозная.
Конечно через этих персонажей. Но для него всякая идея страшна. Там есть знаменитая цитата из святого писания, но она переиначена. «Вначале было слово, и слово было от Бога, и слово было Богом»,а у него «Сначала была идея, и идея была Богом». И это ужасно, потому что это убивает Бога, и человека. Но не убивает идею, а потом рождается новая идея. Идея очень страшная вещь. Когда он говорит об органической жизни, он имеет в виду слияние, восстановление целостности человека. Слияние его интеллекта, его сердечной, душевной, телесной сущностей. Не должно быть всё отдельно. А идея отделяет. Вбивает клин между рассудком и всем остальным. А потом рассудок тоже тупеет. Идея может быть убийственна. Слово, слово творца было благодатно.
А идея безблагодатна. Поэтому Барбе она противна. И он этого не скрывает.
У меня, к третьему просмотру спектакля, сложилось целостное представление о нём. Мне показалось не столь важным, насколько это персонифицировано, поскольку персонификация использовалась как материал. И я увидел законченную модель определённого образа существования, определённого среза мира. И образ Портняжки у меня сложился, как образ человека, отрешённого от мира. Отнесение к миру в этом спектакле, не отрешенность от мира есть вовлечённость во взаимодействие с идеей. Это либо её носители, либо прислужники, либо Антигона, которая с этим борется. И эти три составляющие сложили определённый образ, и в спектакле я увидел определённый законченный цикл. Который, как материал, использовал и античную трагедию, и недалёкую историю. Но сам этот цикл, способ, механизм, накладывается, и может быть увиден в самые разные периоды истории, и не может быть связан только с событиями XX века. И самоценность и отделённость от конкретики мне показалась интересной. С другой стороны показалось интересной, и немного страшной обречённость этого. Ведь что происходит? Полиник переходит на сторону идейности. Антигона и Портняжка до конца были в контр отношениях с идеей. И они, так или иначе, проиграли.
Её кровь они пили, а Портняжка снова вышел из этого. Он увидел мессию вначале, и с этого начался спектакль. Мессия был увиден глазами Портняжки, и всё это происходило на его глазах. Но он от этого отстранился, и стал ждать другого мессию. На этом он замкнул цикл, и из него вышел. Но невовлечённость, отрешённость персонажа позволяет ему быть непричастным к этой идейности. И, как я увидел в спектакле, вступание в любое отношение с идеей приводит к прислуживанию, или к гибели.
Я, когда смотрел спектакль, вспоминал вещь, которую прочёл году в 80, написанная Верой Пановой такая притча сказка «Который час?». Местами, один в один с тем, что мы увидели, но там акценты другие. Но я бы сказал, что Портняжка всё это породил, он первый принёс ему. А потом другие, над ним надсмехаясь, сделали нечто более крупное и значимое, а он потом то, что принёс ему, поставил у себя в комнате, надел шляпу, и это залог того, что он сделает следующий виток.
Он ждал мессию, а тот сказал, «Человека мне дай», потому что он хотел пить кровь. И он вырезал ему человека и показал. Но вообще-то начал не Портняжка. Как начался социум складываться, так и началось манипулирование человеком посредством идей.
Но порождение кумира, например, в сегодняшних глубоких антропологических изысканиях, фиксируется как одна из базовых форм защиты перед конечными факторами бытия.
Порождение кумиров в антропологии всё равно на линии органического, это ступень. Человек должен что-то иметь. В книге О. Андрея (Кураева) «Традиция, обряд, догмат», он пишет, что человек по природе своей служитель. Это антропологический факт.
Здесь есть о чём поговорить. Самой основной задачей осуждения и обличения идеи, как таковой, идеологизированности, автор, делающий абсолютно политизированный спектакль, проповедующий идею эскапизма. Идею, имеющую массу последователей. Я недаром упоминал о 1968. Всё альтернативное движение, эскапизм, Эрих Фромм, масса других имён, это идеология, которая представлена сейчас в парламенте. Министр Фишер, который начал у зелёных с эскапизма, который был проповедником примерно тех же идеалов, которые проповедует автор спектакля, сейчас является Министром иностранных дел Германии, и был адептом того, что произошло в Косово.
Значит, он перешёл из органического развития в неорганическое.
А автор спектакля, не делает ли то же самое. Это агитка! Он говорит, что эти идей гадость, а эскапизм классно!
А мне кажется, он говорит, «Живите сердцем». Антигона живёт сердцем. Мы довели себя до того, что представляем жизнь человека только в политических формах. А где всё другое? Или мы утеряли по пути, или не способствуем вызреванию этого. Мы все живём слишком рассудком, отслоённым от тела и сердца. Где идеи свивают своё скорпионье гнездо. А надо искать путь по органической линии жизни, она есть, может, мы её не чувствуем. Это не просто, уйти из социума, это значит, вырастить что-то живое. И ваш Березовский, Слава, стоит на линии неорганической.
|
|